Aнaлитики прoгнoзируют рoст oбъeмa инвeстициoнныx сдeлoк с нeдвижимoстью в Рoссии нa 25% в тeкущeм гoду – с 2,8 млрд дo 3,5 млрд дoллaрoв. Тoргoвaя нeдвижимoсть трaдициoннo вoйдeт в трoйку лидeрoв: в 2018 гoду oнa уступaлa тoлькo oфиснoй, 31 и 28% сдeлoк сooтвeтствeннo. Экспeрты oтмeчaют стaбильную aктивнoсть aрeндaтoрoв, a вoт инвeстoры всe eщe oстoрoжны – скaзывaются пoслeдствия зaтяжнoгo кризисa, кoтoрый зaстaвил oтлoжить ввoд мнoгиx oбъeктoв нa нeoпрeдeлeнный срoк. Сeгoдня oни гoтoвы вклaдывaться тoлькo в кoмплeксныe прoeкты, кoтoрыe предлагают одновременно яркую идею, короткий срок реализации и хорошую окупаемость.
Идея: курс на лайфстайл
Современные торгово-развлекательные центры (ТРЦ) – это не просто «коробки с магазинами». Успешные лайфстайл-решения сочетают в себе максимум возможностей: торговлю, фуд-корты, кластер сопутствующих услуг, развлечения (от кинотеатра до скалодрома) – в таком ТРЦ можно провести целый день. Например, в The Dubai Mall (ОАЭ) оборудованы санные и лыжные трассы, ледовый каток, есть водопады и самый большой в мире крытый аквариум с 33 тысячами рыб. The Grand Canal Shoppes, ТРЦ в Лас-Вегасе представляет собой маленькую Венецию: несколько кварталов торгового центра соединены между собой каналами, до ресторанов и магазинов можно добраться как пешком, так и на гондолах.
Аналитики утверждают, что в России рынок лайфстайл-концепций еще не насыщен: 81% наших сограждан идут в ТРЦ именно за покупками, тогда как, к примеру, в ОАЭ и Турции 59 и 52% соответственно посещают торгово-развлекательные комплексы для того, чтобы попасть в ресторан или отдохнуть. Но и в России можно найти интересные примеры достаточно ярких идей.
ТРЦ «Вегас» на Каширском шоссе в Москве – единственный торговый центр в России, который совмещен с парком экстремальных аттракционов, разбит на соответствующе оформленные тематические пространства. Его ежедневная посещаемость составляет 70–90 тысяч человек.
Якорной функцией проекта может быть и развлечение. Например, самый большой в России аквапарк «Аквамир», построенный в Новосибирске в 2016 году, оснащен коммерческими площадями, на которых размещены вендинговые автоматы, магазины, салоны красоты и здоровья, различные кафе. За первые полтора года своего существования комплекс принял 1,3 млн человек.
По оценкам аналитиков, хорошая идея, на которую клюнет народ, станет одним из определяющих факторов в развитии ТРЦ в ближайшие годы. Однако одной идеи мало – очень многое зависит от ее качественной реализации.
Реализация: скорость и функциональность
Опасность «застрять в долгострое» делает многих инвесторов нерешительными и осторожными. В памяти еще свежи события 2017 года, когда ввод новых ТРЦ достиг исторического минимума за 10 лет. В регионах и в текущем году открытие 70% запланированных к вводу ТРЦ было перенесено с первого на второе полугодие. От некоторых проектов и вовсе отказываются, как, например, в Волгоградской области, где инвестор «Инпром Эстейт» решил не строить ТРЦ «Мармелад».
Сроки реализации проекта очень важны, но вместе с тем объект никогда не получит разрешение на ввод в эксплуатацию, если не будет соответствовать установленным требованиям к технологичности и надежности. А это во многом зависит от выбора материалов.
«Ускорить строительство на этапе возведения здания, но не потерять при этом в качестве можно, – отмечает Максим Закржевский, руководитель направления «Добавки в бетон» подразделения строительной химии Master Builders Solutions концерна BASF. – В частности, помогают суперпластифицирующие добавки в бетон. За счет них достигаются высокие темпы набора ранней и конечной прочности материала, при этом одновременно обеспечивается длительная удобоукладываемость без задержки схватывания. Бетонную смесь, полученную при использовании таких добавок, можно перекачивать бетононасосами, что, как известно, в три раза ускоряет процесс».
Вторая опасность – этап отделки, который нередко затягивается опять же по причине использования устаревших технологий. Чаще всего их проблема заключается в больших перерывах между циклами работ и ограниченной функциональности. Это ожидаемо приводит к задержкам реализации проекта и дополнительным затратам как на этапе проведения работ, так и при эксплуатации объекта.
Избежать этих проблем можно, используя высокотехнологичные комплексные решения, сочетающие в себе целый ряд качеств: минимальные перерывы между циклами проведения работ, высокие эксплуатационные характеристики и эстетическую привлекательность готового интерьера. Подобные технологии применялись при строительстве уже упомянутого аквапарка «Аквамир» в Новосибирске.
К моменту начала облицовочных работ сроки строительства объекта с общей площадью зеркала воды 4000 кв. м, 13 видами бань и саун, 153 аттракционами и самым большим в России волновым бассейном уже почти вдвое превышали первоначальные. Было решено использовать комплексную систему PCI(BASF), разработанную специально для бассейнов и аквапарков: в нее входят универсальный тиксотропный клей, двухкомпонентная грунтовка, универсальная затирка, уплотняющие ленты и манжеты для гидроизоляции.
Система PCI позволила сократить сроки проведения облицовки в 2–3 раза по сравнению с применением традиционных материалов за счет быстрого перехода от одного этапа облицовки к следующему. Например, укладка плитки в сухих зонах была возможна уже через четыре часа после проведения гидроизоляции, гидроиспытания чаш бассейнов проходили через три дня после облицовки.
Каждое из основных требований к инвестиционной привлекательности проекта ТРЦ иллюстрирует главный тренд в подходах к его оценке– многозадачность проекта, материалов, технологий. Концепция должна отрабатывать сразу весь набор запросов целевой аудитории, а материал (или технология) обязан быть и технологичным, и долговечным, и привлекательным. Только такой проект на сегодняшний день будет актуальным и найдет своего инвестора.
О подразделении строительной химии
Подразделение строительной химии концерна BASF под брендом Master Builders Solutions предлагает передовые решения для нового строительства, а также для техобслуживания, ремонта и реконструкции зданий и сооружений. Эти решения создаются на основе более чем 100-летнего опыта работы в строительной отрасли. Широкий портфель разработок охватывает добавки в бетон и цемент, химические решения для подземного строительства, системы гидроизоляции, герметики, ремонтные и защитные смеси, высококачественные строительные растворы, подливки под оборудование, напольные покрытия, плиточный клей, деформационные швы, а также решения для защиты древесины и др. Численность персонала подразделения строительной химии составляет около 7000 человек. Для того чтобы комплексно (от разработки концепции до практического осуществления проекта) решать конкретные задачи, стоящие перед нашими заказчиками, мы объединяем компетенции по различным регионам и направлениям деятельности и используем опыт, накопленный в процессе реализации многочисленных строительных проектов по всему миру. Мы опираемся на технологии BASF и на глубокое знание потребностей строительной отрасли в том или ином регионе для разработки решений, способствующих успешному бизнесу заказчиков и продвижению рациональных подходов к строительству.
Производственные площадки и центры продаж подразделения строительной химии расположены более чем в 60 странах мира. Оборот по итогам 2018 года составил около 2,5 млрд евро. С дополнительной информацией можно ознакомиться на веб-сайте по адресу: www.master-builders-solutions.basf.com.
О концерне BASF
BASF создаёт химию в целях устойчивого будущего. В своей деятельности мы сочетаем экономические успехи с бережным отношением к окружающей среде и социальной ответственностью. Сотрудники группы BASF, общая численность которых составляет около 122 тысяч человек, вносят вклад в успешное развитие бизнеса наших клиентов в различных индустриях практически во всех странах мира. Структура нашего бизнеса включает шесть основных сегментов: химикаты, специальные продукты, функциональные материалы и решения, технологии для покрытий, гигиенические решения и кормовые добавки, решения для сельского хозяйства. По итогам 2018 года объём продаж BASF превысил 63 млрд евро. Акции BASF торгуются на фондовых биржах во Франкфурте (BAS), Лондоне (BFA) и Цюрихе (BAS). Более подробная информация о концерне BASF представлена на сайте: www.basf.com.